вернуться

Кировский завод отметил 70-летие награждения предприятия боевым орденом за «неуязвимый танк»

16.04.2010

Кировский завод отметил 70-летие награждения предприятия боевым орденом за «неуязвимый танк»

70 лет назад, 17 апреля 1940 г., указом Президиума Верховного Совета СССР Кировский завод был награжден орденом Красного Знамени «…за успешную работу по укреплению обороноспособности страны». Это был первый случай в истории нашего государства, когда завод получил боевой орден. Так высоко была оценена беспрецедентная работа конструкторов, инженеров и производственных специалистов предприятия, сумевших в кратчайшие сроки (за год и 2 месяца) создать и поставить на серийное производство первый отечественный тяжелый танк с противоснарядным бронированием КВ («Клим Ворошилов»), не имевший мировых аналогов. Государственными наградами были отмечены и создатели танка, в том числе главный конструктор Ж.Я.Котин и руководитель группы конструкторов Н.Л.Духов.


Историческая справка

История танкостроения на «Красном путиловце» (с декабря 1934 г. – Кировский завод) ведет свое начало с 1932 г. Первой серийной продукцией завода (с 1933 г.) были средние танки Т-28. Осенью 1938 г., в соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР, на Кировском началась разработка тяжелого танка с противоснарядным бронированием. Ни отечественное, ни мировое танкостроение не имело опыта производства подобных машин. Тем не менее уже через 11 месяцев опытные образцы тяжелого однобашенного танка КВ были готовы к испытаниям. После успешного прохождения их в декабре 1939 г. новые танки с индексом КВ-1 были приняты на вооружение Красной Армии. Таких сроков мировая практика еще не знала.

Главное преимущество КВ заключалось в оптимальном сочетании высокой огневой мощи, броневой защиты и подвижности применительно к условиям предстоящей войны и техническим возможностям того времени. Танк имел массу 47,5 т, толщину лобовой и бортовой брони 75 мм. Ни одна противотанковая пушка из существовавших в 1938-1940 гг. не могла ее пробить. Дизельный двигатель развивал скорость до 35 км/ч. Новая 76,2-мм пушка имела дальность стрельбы 3600 м и пробивала броню толщиной до 56 мм на дистанции 500 м.

В период испытаний боевые качества КВ прошли проверку в реальных боевых условиях советско-финской войны. Участие в декабре 1939 г. в боях на Карельском перешейке выявило практическую неуязвимость танка от огня противника и, в то же время, недостаточную огневую мощь для прорыва долговременных оборонительных сооружений. В начале 1940 г. в башню КВ увеличенного размера была установлена 152-мм гаубица. С середины февраля такие танки с индексом КВ-2 начали поступать на фронт, где сыграли немаловажную роль в прорыве «линии Маннергейма». Через месяц по инициативе Финляндии был заключен мирный договор, госграница СССР была отодвинута от Ленинграда.

В течение 1940 г. Кировским заводом было произведено 246 танков серии КВ и в 1941-м, до эвакуации завода на Урал, – еще 451. На базе «танков прорыва» КВ впоследствии была создана линейка еще более мощных машин серии ИС, вошедших в историю как «танки Победы». Многие заложенные в КВ конструкторские и технологические решения нашли свое продолжение в следующих поколениях советских и российских танков.


Из воспоминаний командира танка КВ-2 З.Ф.Глушака:

«Оборона на «линии Маннергейма» была подготовлена основательно. В полосе нашего наступления – несколько железобетонных дотов, трехрядные громадные гранитные надолбы, рвы. Чтобы проделать проход шириной 6-8 метров, понадобилось лишь пять выстрелов бетонобойными снарядами. Пока преодолевали противотанковые заграждения, противник беспрерывно обстреливал нас. Дот мы быстро засекли и двумя выстрелами полностью разрушили его. Когда вышли из боя, насчитали на броне 48 вмятин от снарядов, но ни одной пробоины».

Подписаться на рассылку
и узнавать первым актуальные новости компании

Поделитесь этой новостью