История

220-летняя история Кировского завода отражает развитие российской промышленности и самого государства

Начало истории

21 марта (3 апреля) 1801 года был основан Санкт-Петербургский чугунолитейный завод. Тогда предприятие выполняло заказы по производству артиллерийских боеприпасов. Первым директором завода стал Чарльз Гаскойн – один из ведущих инженеров и промышленников Великобритании, на тот момент широко известный в России.

С 1812 года завод начал изготавливать паровые машины и развивать машиностроительное направление. В это же время специалисты завода осваивают художественно-литейное производство. Выполняются работы по созданию скульптур и архитектурных ансамблей для Петербурга и его пригородов: детали литья для Нарвских триумфальных ворот, скульптуры и литье для Львиного и Банковского мостов и другие. Продукция того времени и сейчас украшает Северную Пальмиру.

В 1824 году завод был практически разрушен после масштабного наводнения. Эти события описал А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник». Следующие сорок лет стали для завода периодом борьбы за выживание.

Путиловский завод

В 1868 году завод приобрел известный российский инженер и предприниматель Николай Иванович Путилов. За 12 лет он значительно увеличил объемы производства завода и расширил ассортимент продукции. С 1868 по 1922 год предприятие носит имя «Путиловский завод».

Завод стал основным поставщиком рельсов для железных дорог России, выплавлял качественные стали, производил боеприпасы, вагоны. Многие виды продукции производились по собственной технологии.

При Путилове были заложены основы многоотраслевого производства и высокого профессионального мастерства. Открылись школа, библиотека, больница, аптека, столовая, разбит парк и построен театр.

Первые рельсы
Путиловского завода

Рельсы, которые изготавливал Н. И. Путилов, имели оригинальную конструкцию: на старые рельсы наваривалась прочная стальная головка, и рельс снова пускался в дело. В феврале 1868 года состоялись показательные испытания. Чугунную «бабу» весом в 32 пуда уронили на путиловский рельс – он выдержал. «Теперь давай английский», – приказал Путилов. Английский рельс треснул сразу. Победу над Англией праздновали прямо в цехах.

Ведущие позиции завода к началу Первой мировой войны

К 1914 году завод стал важнейшим центром машиностроения, одним из лидеров России и Европы в паровозостроении, производстве артиллерийского вооружения и судостроении.

Путиловцы активно участвовали в рабочем движении начала XX века, играли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905–1907 и 1917 годов. На фронтах Гражданской войны сражались более 10 000 путиловцев, которые входили в состав 25 боевых воинских единиц – отрядов, полков, батальонов, дивизионов.

С 1922 по 1934 год завод носит название «Красный путиловец»

На заводе в это время производились:

  • тракторы «Фордзон-Путиловец». Началось развитие отечественного тракторостроения. Производство сельскохозяйственных машин до сих пор остается одним из основных направлений деятельности Кировского завода.
    Всего до Великой Отечественной войны завод изготовил около 200 000 тракторов;
  • оборудование для Волховской ГЭС;
  • мощные паровые турбины;
  • грузоподъемные краны;
  • подъемные сооружения для плотин и шлюзов канала Москва – Волга
  • трамваи;
  • золотодобывающие драги;
  • гидравлические прессы для прессовки хлопка.

В 1934 году предприятие переименовано в «Кировский завод»

Причиной переименования завода стало убийство Сергея Мироновича Кирова. Уже через 16 дней после гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б), 17 декабря 1934 года по просьбе краснопутиловских рабочих предприятие было переименовано в «Кировский завод».

Производство во время Великой Отечественной войны

Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 000 кировцев с семьями были эвакуированы на Урал. Здесь на Челябинском Кировском заводе (знаменитый «Танкоград») выпускали «танки Победы» – тяжелые танки серий КВ и ИС, а также самоходные артиллерийские установки (САУ) на их базе. С конца 1939 года по май 1945-го завод произвел для фронта более 18 000 тяжелых танков и САУ (около 20% от общего количества).

В блокадном Ленинграде в это время оставшиеся сотрудники завода ни на день не прекращали выпуск продукции для фронта. Рабочие продолжали ремонтировать танки и бронетехнику, а также выпускать боеприпасы. Во время блокады 2 500 заводчан умерли от голода и около 150 погибли при бомбежках.

Новый виток истории: появление трактора «Кировец»

В послевоенные годы Кировский завод возвращается к производству техники для сельского хозяйства. С 1962 года он выпускает тракторы «Кировец». Модель К-700 стала визитной карточкой Кировского завода. За все время из цехов вышли около 600 000 тракторов, 12 000 из которых отправлены на экспорт в 14 стран мира.

В области атомного машиностроения Кировский завод производил турбозубчатые силовые агрегаты для 80% атомных подводных лодок всех поколений, а также атомные энергетические установки для кораблей ВМФ, танкерного флота, атомных ледоколов.

Реорганизация завода в постсоветский период

Одним из первых государственных предприятий Кировский завод получил статус акционерного общества. В годы перестройки, в ходе конверсии был преобразован оборонный комплекс. Первоначально АО «Кировский завод» включало в себя более двадцати дочерних предприятий. Эти перемены помогли заводу быстро перейти на выпуск техники, пользующейся спросом на рынке.

На базе промышленных тракторов К-702 и К-703 была создана линейка специальных машин для дорожного строительства, нефтяной и газовой отраслей. Также выпускались бронированные автомобили «Онега» и «Ладога», кормоуборочные комбайны «Марал», быстроходные траншейные машины «Тундра», колесно-гусеничные шасси, самоходные гусеничные краны и другая техника.

Модернизация производства в XXI векe

В настоящее время продолжается выпуск сельскохозяйственной техники. Тракторы «Кировец» пользуются успехом на внешнем рынке и выполняют до 40% сельскохозяйственных работ в России.

С 2013 года на Кировском заводе проектируются, выпускаются и испытываются паротурбинные установки (ПТУ) и другое ключевое оборудование для новейших российских атомных ледоколов проекта 22220. Для выполнения этого заказа модернизирован единственный в России универсальный испытательный стенд для судовых и корабельных турбин.

Еще одно новое направление бизнеса – выпуск буровых установок для таких отраслей, как инженерная геология, гидрогеология и сейсморазведка.

В ближайших планах – строительство высокотехнологичного производства по выпуску специальных сталей и сплавов для автомобильной и нефтяной промышленности, энергетического машиностроения, двигателестроения, авиакосмической сферы.

Группа компаний «Кировский завод» активно инвестирует средства в проекты цифрового сельского хозяйства, промышленного интернета вещей, индустрии 4.0, Big Data и робототехники.

Люди и достижения

Трудовые и боевые заслуги кировцев достойно оценены государством. На знамени предприятия семь орденов:

  • achieve

    Орден Трудового
    Красного Знамени
    (1926 г.)

  • achieve

    Орден Ленина
    (1939 г.)

  • achieve

    Орден
    Красного Знамени
    (1940 г.)

  • achieve

    Орден Ленина
    (1951 г.)

  • achieve

    Орден
    Октябрьской
    Революции
    (1970 г.)

  • achieve

    Орден
    Дружбы народов
    (1976 г.)

  • achieve

    Орден
    Отечественной
    войны I степени
    (1985 г.)

Галерея славы

За успехами и многочисленными передовыми разработками Кировского завода стоят известные всему миру ученые, инженеры, конструкторы, руководители. Их труд обеспечил заводу репутацию флагмана российской промышленности.

Подписаться на рассылку
и узнавать первым актуальные новости компании

Записаться на экскурсию