Поиск Главная Компания О компании История Музей Охрана труда Реквизиты Корпоративный университет Вакансии Пресс-центр Пресс-центр Новости Видеогалерея Пресса о нас Фотогалерея Колонка директора Страница для СМИ Контакты Акционерам и инвесторам Продажа активов Тендеры Аренда помещений Контакты Использование сайта Ru En De вернуться Эффект присутствия: Петербургский тракторный завод 31.10.2023 Деловой Петербург Легенда Мы говорим «трактор» — подразумеваем «Кировец». Самая известная на постсоветском пространстве сельхозмашина. Настоящая легенда. Символ! И — прямой потомок того самого трактора, с которого в стране началось серийное производство. «Кировцев» производят уже шестьдесят с лишним лет. Их выпускает Петербургский тракторный завод — предприятие, входящее в группу компаний «Кировский завод». Здесь и началась история всего отечественного тракторостроения — почти 100 лет назад. Шли годы, предприятие пережило немало потрясений, едва не было разрушено, но всё же сохранило статус гиганта отрасли. «Кировец» — главный бренд Петербургского тракторного завода. Сейчас здесь выпускают семь моделей сельскохозяйственных тракторов — серии К-7М, от 300 до 460 л. с. и К-5 — на 250 «лошадей», плюс полтора десятка модификаций дорожно-строительных и специальных машин на базе промышленного «Кировца». Весь цикл производства проходит здесь, и это уникальная возможность увидеть поэтапно, как расплавленный металл становится мощным энергонасыщенным отечественным трактором. Три детали: страшное наводнение 1824 года почти полностью разрушило завод; встреча местных рабочих с Лениным стала сюжетом картины художника Исаака Бродского в 1917 году; с 1962 года выпущено более 600 тыс. тракторов. Самое пекло Литейный цех Петербургского тракторного завода. Даже зная, куда идёшь, проникаешься происходящим: тут всё выглядит так, будто советские фильмы о передовиках производства обрели цвет, объём и запах. Огонь, искры, гул механизмов — вся эта визуально-шумовая масса накрывает неискушённого посетителя мощной волной. Задуматься о чем-то своём тут не получится, слишком много вокруг настоящего. Одетые в огнеупорные спецовки литейщики сосредоточены и серьёзны, лица их суровы, а движения продуманны — ни одного лишнего. Ошибка может обойтись очень дорого: температура металла — 1600-1700 градусов. Поэтому случайностей здесь избегают: всё должно быть под контролем. В индукционных печах сейчас выплавляют чугун. Это потом, остыв и затвердев, он станет надёжной и прочной деталью. А сейчас металл только готовится принять форму. Форму основы коробки передач трактора «Кировец». Чугун тут делают из чистых материалов и вторсырья. Источников поступления два: цеха тракторного завода либо продукты собственной переработки. «Ежемесячный оборот металла — чугунного лома марки 17-А и стального лома марки 3-А — в среднем по 50 тонн. Общий объём выплавленного металла — так называемый жидкий металл, составляет примерно 170-180 тонн. Из которых получается уже около 120-130 тонн годных отливок», — Виктор Матвеев, начальник литейного цеха. Оставшееся количество опять идёт в переплавку — хороший чугун на дороге не валяется. А ещё работники литейного цеха настолько профессиональны, что могут определить, сталь или чугун, по удару ключа. Мимо остывающих опок с заготовками тоже приходится передвигаться аккуратно — даже через полчаса после отливки внутри каждой из них все ещё 800 градусов. Красиво, но очень горячо. Кстати, плиты на полу во многих цехах— металлические и отлиты здесь же, на Кировском заводе. Хардкор, который даст сто очков вперёд любому дизайну в стиле лофт. Было — стало Группа компаний «Кировский завод» сегодня — одно из крупнейших промышленных предприятий России. Отсюда выходят не только «Кировцы»: тут делают буровую технику, оборудование для тепло- и гидроэнергетики, выпускают металлургическую продукцию и многое другое. Это 12 дочерних компаний, 1,5 млн м2 производственных и коммерческих площадей в нескольких регионах, 400 га земельных участков, в том числе 200 га — в Петербурге; экспорт в 40 стран мира и 7 тыс. сотрудников. Массовое отечественное тракторостроение началось именно тут в 1924 году. Собственно «Кировцы» выпускаются с 1962 года. А вот сам завод намного старше. Первое пушечное ядро на Санкт-Петербургском чугунолитейном заводе было отлито 21 марта (3 апреля) 1801 года. Эту дату принято считать официальным днём рождения предприятия. Оно тогда работало в основном на оборонку. К 1812 году здесь начинают изготавливать первые паровые машины и осваивать машиностроительное направление. А ещё — художественное литьё! Чугунные детали Банковского и Львиного мостов, Нарвских триумфальных ворот, сторожевые львы у Елагина дворца — да-да, это всё отсюда. В 1824 году всё едва не закончилось — разрушительное наводнение оставило завод в руинах. На десятки лет жизнь там почти замерла. Предприятие возродил инженер и предприниматель Николай Путилов, выкупив его в 1868 году. Завод стал главным поставщиком рельсов для российских железных дорог, производил вагоны, боеприпасы, сталь. Путилов дорожил стандартами качества и людьми, понимая, что голодный, недовольный рабочий ничего путного не сделает. Поэтому здесь требовали хорошей работы за хорошую зарплату. Для рабочих открыли школу, библиотеку, больницу, столовую, аптеку, разбили парк и даже построили театр. До 1922 года предприятие называлось Путиловский завод. И даже после этого сохранило имя предпринимателя в названии, но с поправкой на дух времени, став «Красным путиловцем». Если бы не убийство первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) — возможно, оставалось бы им и до сих пор. Но вскоре после гибели Сергея Мироновича Кирова завод по просьбе рабочих переименовали в «Кировский». Под этим именем он и вошёл в историю тракторостроения. Кузнечный цех, наше время Литейный цех — шумный и жаркий, но это мы просто ещё не были в кузне. Здесь тоже работа не для слабаков. Десяти- и шестнадцатитонные молоты летят точно на раскалённые стальные заготовки, расплющивая их за пять-шесть ударов, которые заставляют стоящих рядом людей слегка подпрыгивать. Рабочий управляет этой махиной при помощи рычага в непосредственной близости от огненного зева. Длинными клещами поправляет раскалённую заготовку и доштамповывает её молотом до норматива. Вообще здесь всё настолько суровое, что в этих двух цехах можно было бы открыть филиал палаты мер и весов для хранения и демонстрации эталонного образца «работы настоящих мужчин». В кузнечном цеху делают детали для коробки передач: крышки, валы, будущие шестерни, рычаги и разное прочее, без чего коробка — не коробка. Производственная тара наполняется «штамповкой» различной конфигурации, уже как будто похожей на то, что должно работать, но вот прямо так оно работать ещё не сможет. Сначала нужно снять внутреннее напряжение металла — термической обработкой в газопламенных печах. Потом почистить от окалины в специальных барабанах. Затем — если требуется, абразивной зачисткой удалить остатки несовершенств. Детали почти готовы, но впереди их ждёт ещё несколько термических и механических операций. Так закаляется сталь Цех по производству коробок передач радикально отличается от тех локаций, где формируются заготовки. Тут тоже совершенно очевидно заводская атмосфера, но — никаких искр и пламени. Температурный режим в цеху — нормальный, без экстрима. Здесь — царство электроники, стекла и современных станков с ЧПУ, которые превращают «полуфабрикаты» в блестящие шестерёнки. Тут же проходит и финальное закаливание сложных деталей — лазер нагревает поверхность и сразу остужает её сильным потоком воздуха. Так металл приобретает прочность. Менее сложные детали закаливают классическим методом. Затем всё, что было произведено в горячих цехах и приняло здесь свой окончательный вид, собирается в нужном порядке и запаковывается в чугунный корпус коробки. Крупные узлы трактора соединяются в сварочном цеху. Часть работ выполняют роботы. Они умные, ловкие, умелые, но… человек всё равно незаменим. В некоторые места электронный сварщик не проникнет, и тогда за дело берутся профессионалы. На заводе организован практически полный цикл производства «от и до». Всё, что делается из металла, делается здесь. Кроме двигателей — их поставляют другие, но тоже российские заводы. От чугунной болванки, брошенной в тигель, до блестящего мускулистого красавца, грозы целины и властелина страды, проходит 3 дня. Дедуля Небольшое лирическое отступление — в память о корнях: они тянутся к трактору Fordson и тому самому Генри Форду. Миноритарные акционеры автомобильной компании были категорически против экспериментов с сельхозтехникой, поэтому на свой страх и риск Генри и его сын Эдсел, как частные лица, организовали независимую компанию Henry Ford and Son. Так и возникла новая торговая марка Fordson и одноимённый трактор. Долгое время он оставался самой массовой серийной моделью — небольшой, дешёвой и поэтому доступной каждому фермеру. Двигатель имел мощность 20 лошадиных сил и был практически всеядным: мог работать на бензине, керосине и даже спирте. Главная же фишка «американца» — безрамная конструкция. Это благодаря ей он получился лёгким, простым и дешёвым. Впрочем, у такой доступности была и оборотная сторона. Тестовые экземпляры, в течение года работавшие на машиноиспытательной станции Тимирязевской сельскохозяйственной академии, показали двукратное от заявленного превышение расхода топлива и масла, а также быстрый износ контактов в системе зажигания. Металлические колёса, лишённые крыльев, могли нанести трактористу травму и к тому же забрызгивали его грязью. А из-за смещённого к задней оси центра тяжести при резком торможении трактор вставал на дыбы и опрокидывался. Проблему с крыльями удалось решить — их просто начали устанавливать. Тем не менее Fordson был удобной и самой доступной на тот момент сельхозмашиной. В Советской России серийное производство американских копий наладили в Ленинграде, на заводе «Красный путиловец». Переговоры с американским производителем начались ещё в 1919 году, в 1923 году были закуплены первые трактора для тиражирования. Их разобрали, изучили, замерили — и начали копировать. Потом советские инженеры даже проходили стажировку на предприятиях Генри Форда, а представители американской фирмы, в свою очередь, изучали особенности работы тракторов на полях Советского Союза. Первый отечественный трактор выехал за ворота «Красного путиловца» в 1924 году. Он получил двойное имя, в честь родителей: «Фордзон-Путиловец». В обиходе — «Фёдор Петрович». Малыш подрос Самое небольшое колесо современного «Кировца» весит порядка 350 кг. Это ненамного меньше, чем весил трактор-прародитель целиком — он тянул всего на полтонны. А ведь есть в арсенале его потомка колёса и побольше! Даже на просторе поля, в естественной для себя среде, «Кировец» выглядит бескомпромиссно авторитетно. А уж там, где его размеры оттеняет окружение, — на закрытой территории двора, например — трактор сразу становится уверенной доминантой пространства. Внутри водителю можно не думать о брызгах грязи, палящем солнце и безопасности при резком торможении — сложно представить себе силу, способную опрокинуть этот трактор. Коробка-автомат, кондиционер, удобное кресло, мини-холодильник прямо в кабине, защита от вибраций, шумоизоляция — потому что раз есть аудиосистема, то надо же как-то слышать музыку. Лицом к людям Кировский завод — крупный налогоплательщик, неоднократный победитель конкурсов на звание «Лучший экспортёр Санкт-Петербурга». Предприятие благоустраивает места отдыха горожан и общественные пространства, например сквер Петра Семененко, помогает школам и вузам, занимается благотворительностью. Продолжая путиловские традиции, завод бережёт своих сотрудников. Бонусов много: от классического, но всё реже встречающегося ДМС до обучения в Корпоративном университете. Включая собственную клинику поблизости, дотации на питание, частичную компенсацию путёвок, дополнительный отпуск, возможность заниматься спортом на стадионе «Кировец», материальную помощь в трудных жизненных ситуациях и систему поощрения молодых сотрудников. Сама же зарплата в прошлом году составила в среднем 90 887 рублей. Кировский завод — участник глобальной программы «Петербург заводской». Это проект, который помогает промышленным предприятиям справиться с дефицитом кадров. Постеры с QR-кодом, ведущим к работе мечты, можно увидеть по всему городу. Вакансии предприятий Кировского завода там тоже есть. А значит, стать одним из создателей знаменитых российских тракторов может каждый желающий. «Машиностроение в нашем исполнении — это возделанные поля, собранный хлеб, накормленные дети и старики. Это мирное небо, сильная армия, защищённый народ. Это гордость, тяжёлый труд, споры, пот. Это прекрасные машины, которые сегодня демонстрируют: сделанное в России — сделано на совесть. И сделано это вашими руками. Спасибо вам большое за это», — Сергей Серебряков, генеральный директор ПАО «Кировский завод», директор АО «Петербургский тракторный завод». поделиться новостью Пресса о нас Ваш вопрос получен и передан в профильное подразделение ОК Спасибо за Ваше обращение. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время! Спасибо! Вы подписаны на рассылку актуальных новостей. Ваше резюме будет рассмотрено в течение двух недель с момента его получения. Если Ваш опыт работы и пожелания соответствуют требованиям и возможностям компании, специалист по персоналу свяжется с Вами по указанным в резюме контактам. Отсутствие ответа по истечении вышеуказанного срока означает, что, к сожалению, на сегодняшний день мы не можем предложить какую-либо из имеющихся вакансий. В данном случае мы готовы будем рассмотреть Ваше резюме на другие вакансии Группы компаний «Кировский завод» при их появлении. Подписаться на рассылку и узнавать первым актуальные новости компании Имя E-mail Защита от роботов Поделитесь этой новостью Facebook Вконтакте OK Twitter Viber WhatsApp
Ваше резюме будет рассмотрено в течение двух недель с момента его получения. Если Ваш опыт работы и пожелания соответствуют требованиям и возможностям компании, специалист по персоналу свяжется с Вами по указанным в резюме контактам. Отсутствие ответа по истечении вышеуказанного срока означает, что, к сожалению, на сегодняшний день мы не можем предложить какую-либо из имеющихся вакансий. В данном случае мы готовы будем рассмотреть Ваше резюме на другие вакансии Группы компаний «Кировский завод» при их появлении.