• Ротор турбины высокого давления для паротурбинной установки ледокола «Арктика»

    Произведен в ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш» (дочернее общество ОАО «Кировский завод»).

  • Энергонасыщенные сельскохозяйственные тракторы «Кировец» К-744Р

    Петербургский тракторный завод (дочернее общество ОАО «Кировский завод») представил свою продукцию на дилерской конференции для российских, белорусских и казахстанских компаний.

  • 17 апреля 2017 года запущен в работу конвейер сборки кабин тракторов «Кировец»

    Сборочная линия рассчитана на выпуск кабин для всех серийных и перспективных моделей тракторов марки «Кировец».

  • Международный военно-морской салон (МВМС-2017) — одна из ведущих мировых выставок морского вооружения и судостроения

    Кировский завод презентовал свои проекты по проектированию, изготовлению, ремонту, модернизации и сервисному обслуживанию судового энергетического оборудования.

  • Противообледенительная установка для крупнейшего в мире атомного ледокола

    ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш» (дочернее предприятие ОАО «Кировский завод») изготовило турбокомпрессорное оборудование для головного универсального атомного ледокола проекта 22220.

  • Кировский завод проведет испытания турбогенераторов ледокола «Арктика»

    ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш» и ЗАО «КировТЭК» (дочерние общества ОАО «Кировский завод») завершают строительно-монтажные работы на единственном в России универсальном стенде для испытания судовых паровых турбин мощностью до 70 МВт.

  • Разработки для газовой промышленности

    ООО «Кировский завод - Газовые технологии» представило на Газовом форуме трактор «Кировец» К-702 с двигателем на СПГ и полнокомплектную АГНКС (автомобильная газовая наполнительная компрессорная станция) компактного блочного исполнения.

Главная > ПРЕСС-ЦЕНТР > Пресса о нас

Пресса о нас

4 Июля 2016, 0:00

ВНОВЬ ГУДКОМ ЗОВЕТ КИРОВСКИЙ ЗАВОД

 «Эксперт Северо-Запад» №27-28 (734)

 

На прошедшем в конце июня годовом собрании акционеров Кировского завода были оглашены финансовые результаты предприятия за 2015 год, которые оказались довольно противоречивыми. С одной стороны, группа показала рост выручки на 2,2 млрд рублей, с другой - убыток в размере 790 млн рублей. Основные доходы Кировскому заводу обеспечил Петербургский тракторный завод, сумевший на волне девальвации и импортозамещения удвоить продажи сельхозтехники, тогда как для ряда других активов предприятия год сложился не лучшим образом. Металлургический завод «Петро- сталь», проходящий процедуру финансового оздоровления, так и не смог выбраться из миллионных убытков, а инвестиции в немецкие заводы (станкостроительный A. Monforts Werkzeugmaschinen GmbH и автобусный Goppel Bus GmbH) обернулись для группы потерей средств.
Генеральный директор ОАО «Кировский завод» Георгий Семененко называет убыток предприятия «бумажным», связывая его со списанием сомнительных финансовых вложений. Отказ от «негативного багажа» позволит группе улучшить свои результаты, уверен он. По ожиданиям предпринимателя, в этом году Кировский завод должен нарастить выручку до 20 млрд и выйти в прибыль. О возможностях поправить финансовое положение группы, потенциальном объеме продаж нового трактора «Кирюша» и о конфликте с миноритарными акционерами Семененко рассказал в интервью «Эксперту С-З».

 

- Как вы оцениваете результаты предприятия по итогам прошлого года?

 

- Прошлый год начался для нас с шока: резкого обвала курса национальной валюты. В декабре 2014 года рубль упал к мировым валютам практически в два раза, и на протяжении 2015 года вся российская экономика, и мы вместе с ней, боролись с последствиями экономического шока. Результатом этого события стал ряд фактов, таких как падение промышленного производства, ВВП, осложнение правил работы на финансовом рынке. Кредит стал фактически недоступен: процентные ставки доходили до 25% годовых. И последствия не заставили себя ждать: десятки российских предприятий встали, многие завершили свою деятельность. Достаточно взглянуть на наших коллег автомобилестроителей. То же самое происходило и в других отраслях: металлургии, энергетике, строительстве. В сложившейся ситуации я считаю, что Кировский завод показал себя достойно. Мы сумели не потерять темпов нашего развития. Если переходить к цифрам, то в прошлом году мы получили 17,8 млрд рублей выручки по группе компаний, что на 2,2 млрд лучше результатов 2014 года.

 

- Какой у вас целевой показатель по выручке группы на этот год?

 

- У нас есть уверенность, что 2016 год будет для нас лучше предыдущего. По нашим ожиданиям, в этом году выручка превысит 20 млрд рублей. Несмотря на то что все те риски, которые мы видели в прошлом году, по-прежнему сохраняются, у нас есть сформированный портфель заказов и понимание, какие действия необходимо предпринять, чтобы не только не потерять, но и нарастить наши позиции на рынке.

 

- В прошлом году Кировский завод показал убыток в размере 790 млн рублей. Рассчитываете ли вы выйти на прибыльность в текущем году?

 

- Думаю, мы выйдем в прибыль. Сейчас у нас «бумажный», а не операционный убыток, который сформировался по результатам последних семи лет. На протяжении последних лет мы делали интенсивные вложения в технологии, бизнес-проекты, которые позволяли нам двигаться вперед. Однако ввиду экономических шоков не все наши инвестиции оправдались. Когда мы подвели итоги по прошлому году, то пришли к выводу, что таких шоковых ситуаций, как в декабре 2014 года, больше быть не должно. И, понимая, что у нас будет рост, мы аккумулировали и списали все, в чем сомневаемся. Это была единовременная акция.

 

- В чем вы видите возможности для улучшения финансовых показателей?

 

- Наш приоритет - оптимизация и получение лучшего результата благодаря увеличению эффективности. За счет больших инвестиций сейчас расти сложно, а значит, оптимизация - единственный реальный путь. И тут у нас есть целый набор инструментов, которыми мы пользуемся. В первую очередь это философия бережливости - производственная система Кировского завода, созданная по образцу Toyota. Ее суть в анализе текущей деятельности, выявлении потерь и их устранении. За счет этого у нас год от года растет производительность труда и выработка на одного сотрудника.

 

- Как вы оцениваете эффективность государственной поддержки реального сектора?

 

- На мой взгляд, в отличие от кризиса 2009 года, государство научилось достаточно быстро придумывать и реализовывать меры поддержки промышленности. В 2009-м кризис уже закончился, а меры поддержки только подошли. Госгарантии мы получили только тогда, когда уже стало понятно, что экономика начинает расти. В принципе это нас сильно поддержало, но, возможно, мы бы и так выкарабкались. Сейчас уровень мер поддержки, их качество и скорость возросли. Например, когда обвалилась национальная валюта и выросли процентные ставки, достаточно быстро появилась программа Минпромторга РФ по субсидированию процентной ставки, которой мы воспользовались в прошлом году. Очень эффективна программа № 1432 по поддержке производителей сельхозтехники. Она явилась фактором роста не только для нас, но и для «Ростсельмаша» и многих других производителей сельхозтехники. Согласно программе, российские производители сельхозтехники, подпадающие под критерии локализации, имеют право в рамках своей квоты продавать машины со скидкой 25%, получая эти средства обратно из бюджета. С точки зрения цены мы здесь никаких преимуществ не имеем, можем продавать нашу технику большему кругу клиентов. Таким образом, мы получаем больший объем произведенной продукции, а как следствие - улучшаем показатели работы АО «Петербургский тракторный завод». По результатам прошлого года его выручка увеличилась до 8,7 млрд рублей. Отличное решение - Фонд развития промышленности (ФРП) при Министерстве промышленности и торговли РФ. Мы получили от него 500 млн рублей, с помощью которых достроили наш стенд для натурных испытаний паротурбинных установок для ледоколов. Этот испытательный комплекс станет нашим серьезным конкурентным преимуществом в будущем.

 

- Планируете ли вы использовать этот инструмент в дальнейшем?

 

- Сейчас мы на достаточно продвинутом этапе взаимодействуем с Санкт-Петербургским фондом развития промышленности по проекту трактора «Кирюша», мощностью от 180 до 240 лошадиных сил. Мы подали этот проект в петербургский ФРП и хотим также подать заявку в федеральный. Наш проект в чистом виде уставная деятельность этих фондов - импортозамещение и создание высокотехнологичных рабочих мест. На данный момент такие тракторы в России не производятся. Они производились в Харькове, а это уже иностранные поставщики.

 

- Каков план по их производству?

 

- Мы считаем, что этот продукт может продаваться числом не меньше 2 тыс. в год. В этом году мы сделаем 30-40 машин, а в следующем хотим развернуть серийное производство. Первые модели успешно проходят испытания в Ленобласти, показывая хорошие результаты. Никаких критических отказов у них нет, есть какие-то «детские болезни», но незначительного характера.

 

- Положительную динамику Петербургского тракторного завода обеспечила девальвация рубля или кроме нее были другие факторы?

 

- Валютные колебания - лишь один из факторов. В 2014 году еще до всех валютных скачков мы вышли на первое место по российскому рынку. И курсовые колебания лишь упрочили наши позиции. На сегодняшний день мы занимаем 70% рынка в сегменте тракторов от 300 до 450 л. с., потеснив российских и зарубежных конкурентов. Приведу другой пример - рынок Казахстана. Сейчас занимаем на нем 90%, хотя в свое время мы практически его потеряли. Все это говорит о том, что вопрос не в каких-то отдельных факторах, как курс валюты и государственная поддержка. При этом я уверен, что та динамика, которую мы видим по ПТЗ, сохранится в 2016 году. У нас с той же эффективностью идет работа над повышением качества существующих и разработкой новых продуктов. В прошлом году мы показали рынку тяжелый самосвал грузоподъемностью 25 тонн, в этом году - обновленную универсально-дорожную машину. Впервые был представлен трактор «Кирюша». По качеству он сопоставим с «Кировцем», но в силу своих параметров это более массовая машина, и она больше подходит для европейской карты полей.

 

- Есть ли у вас понимание, в какие сроки металлургический завод «Петросталь» может выйти на безубыточность?

 

- Предприятие уже периодически выходит на безубыточность, но в ситуации нынешней экономической нестабильности сложно делать какие-то долгосрочные прогнозы. В последние годы на металлургическом рынке растет конкуренция, и «Петросталь», как и металлургическая отрасль в целом, живет в ситуации непрерывного глобального кризиса, связанного с вопросами перепроизводства. Превышение объема мощностей по выплавке стали над потреблением составляет порядка 100 млн тонн. И наш объем в 250 тыс. на пике - это, конечно, капля в море. Поэтому те действия, которые мы можем предпринимать, минимальны. Мы можем только непрерывно работать над эффективностью процессов, новыми технологиями и продуктами для того, чтобы доказать нашему потребителю, что имеем право работать на этом рынке. Это позволяет нам выживать и потихонечку развиваться.

 

- Насколько сейчас обеспечен заказами завод «Универсалмаш»?

 

- В прошлом году мы закончили работу над выполнением гособоронзаказа для Минобороны. И, к сожалению, практически в течение года из-за целого ряда факторов, таких как новый закон о гособоронзаказе, определенной сложности с финансированием мы ушли в вынужденный простой. На сегодняшний момент негативная ситуация переломлена. Сейчас компания обеспечена заказами на длительный период. Месяц назад мы подписали новый контракт по гособоронзаказу.

 

- Что сейчас происходит с предприятием по производству автобусов Goeppel Bus, которое было приобретено несколько лет назад?

 

- Этого проекта больше нет. Он был закрыт с убытком и продан в прошлом году. «Бумажные» списания, которые у нас произошли, - это в том числе и автобусы. Не знаю, что еще можно было сделать с ним в ситуации кризиса. У нас был бизнес-план, где заложен определенный уровень продаж в России, банковские гарантии через банк «Россия», расчетные инвестиции. И тут в один момент все становится неактуальным. Курс взлетел в два раза, и инвестиции, соответственно, тоже, банковские гарантии мы давать больше не можем, потому что банк под санкциями, а выстраивать новую систему контргарантий долго. Тендер, на который мы собирались пойти в Петербурге, тоже стал неактуален, потому что автобусы стали в два раза дороже. Вот так и живем. Хочешь сделать хорошее дело, принести технологии западные, а исторические и экономические события нам говорят: «Не надо технологий западных, живем, собираем ягоды-грибы в лукошко».

 

- В последнее время вы избавляетесь от зарубежных активов. Не планируете ли в этой связи вернуться к стратегии создания совместного предприятия (СП) с зарубежными производителями, локализующими производство в России?

 

- Эта стратегия и не заканчивалась. Просто какие-то проекты выстреливают, а какие- то нет. У нас есть СП со Škoda Transportation (ООО «Вагонмаш»), которое поставляет и, надеюсь, будет поставлять вагоны метро для Петербурга. Отличный продукт, очень нравится потребителям. Мы не так давно выиграли контракт на поставку вагонов для петербургского метро на 3,8 млрд рублей. Но на самом деле это все инструменты. Надо все-таки смотреть на то, какая у нас высокоранговая цель. А цель у нас - зарабатывать прибыль, так записано в уставе.

 

- Несколько месяцев назад вы продали «Синтез-Кировец» компании «Научно-исследовательский институт резиновых покрытий и изделий». Собираетесь ли избавляться от других непрофильных активов?

 

- Конкретных планов по продаже у нас нет. Но мы всегда готовы к хорошему предложению что-то продать и не менее хорошему предложению что-то купить. Пару лет назад мы продали «Кировтелеком», сейчас «Синтез-Кировец». Это небольшие предприятия, которые не являются крупными и не относятся к числу стратегических инфраструктурных активов. По большому счету на управление ими тратилось больше сил, но получалась меньшая эффективность, чем при управлении крупными активами.

 

- Планируется ли создание новых производственных площадок? Например, несколько лет назад анонсировался проект по созданию литейного производства в поселке Горелово.

 

- В нынешней ситуации мы надолго планировать не можем, поэтому планов по созданию новых производственных площадок у нас сейчас нет. Более того, остатки производства в Горелово мы будем перевозить на нашу основную площадку. Так что мы, наоборот, концентрируемся сейчас.

 

- Ряд предприятий СПб планирует перепрофилироваться в индустриальные парки. Хотите последовать их примеру?

 

- Фактически мы достаточно давно являемся индустриальным парком и помогаем нашим резидентам, чем можем. Помимо предоставления инфраструктуры, мы стараемся их продвигать, давать приоритет внутренних заказов. Причем у нас есть как фирмы, которые интегрированы в наши производственные цепочки, так и фирмы, которые не интегрированы в них. Начиная с небольших ИП, где трудятся пять человек, до крупных солидных компаний. Например, наш резидент «Звезда-энергетика» - компания с миллиардным оборотом. Или «Гласкек» - у них если не миллиарды, то сотни миллионов рублей оборота. Есть и многие другие крупные и маленькие компании.

 

- Это дало бы вам возможность получать преференции.

 

- Преференции мы любим. Но я, если честно, на ваш вопрос не отвечу. У нас этим вопросом занимаются, но, видимо, оценивают соотношение ресурсов затраченных против плюшек полученных. На моем уровне такое пока не обсуждается.

 

Константин Куркин 

 

http://expert.ru/northwest/2016/27/vnov-gudkom-zovet-kirovskij-zavod/ 

198097, Россия, Санкт-Петербург, пр. Стачек, 47

Информационно-справочный центр: +7 (812) 702-04-09